I.Паспорт

 

Наименование

программы

 «Самореализация ребенка через природосообразность» (далее-программа)

Обоснование для разработанной программы

Наименование документа

1) «Развитие образования Нижегородской области до 2010г.»

2) «Программы развития образования Ветлужского района»

Разработчики программы

Педколлектив (директор школы – Сальникова Е.С.)

социальные партнеры компьютерный экологический центр, ДЮЭЦ» Зеленый Парус»

научный руководитель кандидат биологических наук старший научный сотрудник Хабибуллин Рашит Денисламович

Исполнители программ

Педколлектив, родители, общественность.

Основные этапы и формы принятия программы

1)                 обсуждение педколлективом

2)                 согласование с учредителем и научным руководителем

3)                 принятие программы на Совете школы

Цель программы

Задачи

 

Цель программы

Создание воспитательно-образовательного пространства, соответствующей внешним условиям социальной и природной среды и обеспечивающей в современных условиях социализацию ребенка -  гражда­нина, готового и способного нести ответственность за судьбу своей страны.

 Основные задачи программы:

- Создание условий для формирования активной жизненной позиции по отношению к окружающей среде и гражданственности на основе обращения к истории края, семьи и практической деятельности в природе и развитие творческих способностей учащихся для самореализации личности.

- обеспечение прав ребенка на качественное образование;

- построение образовательной практики с учетом региональных, социокультурных тенденций, воспитание детей в духе уважения к себе, своему окружению: природе,  школе, селу, России;

- содействие повышению роли семьи в воспитании детей;

- формирование культуры здорового образа жизни;

-  включение внеобразовательных социальных структур в систему образования;

- повысить роль функционирования школьного краеведческого музея в учебно-воспитательном процессе

- организация на базе школы летнего  экологического лагеря для школьников района

Основные направления

Проект «Интеллект»

Проект «Здоровье»

Проект «Музей»

Проект «Взаимодействие»

Проект «Летняя экологическая школа»

Проект «Экологическая педагогическая мастерская»

Срок реализации

С 2007 по 2012г.

Этапы

1-ый год –поисковый;

2-4 года – внедрение,  корректировка

5 год – подведение итогов

Объем и источники финансирования

Внебюджетные средства 1 млн. руб.

Бюджетные средства 165000 руб.

Спонсорские средства 115000 руб.

Ожидаемые результаты

Проект «Интеллект»

#                                достижение заданного качества образования; обновления содержания и технологий обучения с учетом современных требований к ним;

Проект «Здоровье»

#                                организация условий для сохранения здоровья учащихся через экологическое образование и  индивидуализация учебного процесса, обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса;

Проект «Музей»

# развитие воспитательного потенциала с использованием традиций, современного опыта и инноваций;

Проект «Взаимодействие»

#   позитивные взаимоотношения между социальными партнерами, основанные на взаимовыгодном сотрудничестве

Проект «Летняя экологическая школа»

# обеспечение сбалансированности в исследовательской и творческой деятельности и готовность выпускников к адекватной деятельности в экологической среде.

Проект «Проект «Экологическая педагогическая мастерская»

# разработка и внедрение методического обеспечения по экологизации учебного процесса

Управление программы и контроль за ее реализацией

Управление осуществляет директор через своих заместителей по воспитательной работе и учебно-воспитательной работе

Контроль за осуществлением  программы- совет школы;

Общий контроль- учредитель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

2. Введение

 

Программа «Самореализация ребенка через природосообразность» - нормативно-правовой документ, определяет стратегию и тактику ОУ. Программа разработана в соответствии со следующими документами: - «Конвенция о правах ребенка», «Закон об образовании РФ», «Стратегия развития инноваций деятельности образования и науки РФ до 2010 года», «Программы развития образования Нижегородской области», «Программы развития образования Ветлужского района», «Устав школы»

Экологическое образование с 1991 года, с принятия закона «Об охране окружающей среды» стало рассматриваться, как одно из составных  направлений в системе общего образования. В 1994 году был издан  Приказ министра образования РФ за № 471 «О мерах по улучшению экологического образования населения», что давало предпосылки правовой базы в формировании всеобщего непрерывного экологического образования населения. Нижегородская область в числе первого десятка регионов РФ, приняла ряд экологических законов напрямую связанных с образовательным процессом.  Закон «Об экологической безопасности» от 10.09.96г. № 45-3. гл. 3. ст. 8. п. 1,  «Об экологической экспертизе» и «Об экологическом страховании».

Феномен образования рассматривается в Законе РФ как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией обучающимся установленных государством образовательных уровней». Воспитание и обучение размещаются внутри контекста образования. При этом обучение служит некой информационной пищей для воспитания, а само воспитание – гарантом того, что полученная информация будет использована человеком во благо. Тогда образование можно определить как социально-культурный механизм целенаправленного развития и формирования человеческого качества (образа) на основе систематизированного в содержательном и процессуальном отношении воспитания и обучения.

В Программе развития Белышевской средней общеобразовательной школы на 2007- 2012 гг., представляющей собой долгосрочный нормативно-управленческий документ, закреплены успехи, достигнутые школой с 1997 года на пути экологизации учебного процесса, она построена с учетом природных и исторических условий школы, расположенной в наиболее экологически чистом регионе области в старинном здании, являющемся памятником истории и архитектуры. В Программе сделана попытка органично совместить воспитательные и обучающие компоненты.

Актуальность программы заключается в том, что она направлена на формирование у детей навыков природосообразного поведения, любви к малой родине, умение видеть красоту и гармонию природы, развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

 


 

3. Аналитическое и прогностическое

обоснование программы развития

 

Белышевская школа - старейшая школа Ветлужского района Нижегородской области. Она была основана в 1876 году. Школа размещается в бывшем доме  помещиков Мещерских-Бердниковых, который является  памятником  архитектуры и находится на территории памятника природы, что влияет на формирование гражданского сознания.

Муниципальное образовательное учреждение Белышевская средняя общеобразовательная школа создана распоряжением Администрации Ветлужского  района в 1994 году.

В настоящее время в Белышевской  школе обучается 43 учащихся (при проектной мощности - 280 человек), скомплектовано 11 классов. Снижение количества учащихся происходит по объективным причинам и никоим образом не влияет на стабильность развития школы. Отсева учащихся при переходе на более высокую ступень обучения не происходит, что сви­детельствует о способности школы к индивидуализации образования и комфортности образовательной среды. Важно также отметить наличие спроса на образовательные услуги Белышевской  школы, в которой на старшей ступени обучаются также  учащиеся из близлежащих школ района, где имеются средние общеобразовательные школы. Рядом имеется Архангельская средняя школа, но учащиеся делают выбор в пользу нашей школы  из-за возможности более углубленно заниматься экологией.

Для реализации учебно-воспитательного процесса в школе имеются библиотека, компьютерный класс, спортивный зал, столовая, учебная мастерская, кабинет обслуживающего тру­да, музей, учебно-опытный участок.

Школа полностью обеспечена квалифицированными педагогическими кадрами и обладает значительным кадровым потенциалом.    Всего в школе работает 18 педагогов, в том числе, один Отличник народного просвещения. Более половины учителей имеют высшую и первую квалификационные категории. В экспертные комиссии по аттестации учителей района входят 5 учителей школы. Педагоги школы непрерывно совершенствуют свой профессиональный уровень: в 2004-2005 учебном году 75% педагогов прошли повышение квалификации.

 

Школа является базовой в районе по экологическому образованию и воспитанию. В школе действует развитая система дополнительного образования: работают кружки экологии, спортивные, танцевальный, поэтический, рукоделия, технический. Учащиеся школы выполняют исследовательские работы и с успехом защищают их на конкурсах в районе, области и России. В течение 10 лет в школе действует летний экологический и оздоровительный лагерь. С 1997 года в школе работает экологический клуб «Око», на базе которого при тесном сотрудничестве с администрацией села и района удалось организовать работу районного школьного экологического общества «Экос», информация о котором вошла в справочник «Детское экологическое движение России», изданный Министерством природных ресурсов РФ в 2005 году. В течение ряда школа активно сотрудничает с рядом государственных и общественных экологических организаций области, привлекая их интеллектуальный потенциал и материальные ресурсы для решения образовательных и воспитательных задач. НООО «Компьютерный экологический центр» Детско-юношеская организация «Зеленый Парус» заключили в 2007 году договор о сотрудничестве с Белышевской школой в сфере организации исследовательской работы учащихся и использования информационных технологий в учебном процессе.

Таким образом, Белышевская школа удовлетворяет образовательным запросам со­циума, являясь, по сути, единственным учреждением на селе, которое имеет высокий потенциал для успешного решения проблем воспитания и развития детей. Однако дальнейшее развитие школы и реализации педагогического потенциала сдерживается слабостью материально-технического оснащения школы, недостатком средств для организации методической учебы педагогов и участия учащихся в различных конкурсах.

 Результативность участия в конкурсах, соревнованиях, смотрах и т. п. районного, городского, областного уровней за последние 3 года:

2004-2005 учебный год:

·        районная олимпиада по технологии – 2 место

·        районная научно-практическая конференция (секция экология) – 1 место

·        областная конференция школьников – участие

·        международная научная конференция “V Школьные Харитоновские чтения» - участие

2005-2006 учебный год:

·        районная олимпиада по экологии  – 3 место

·        районная олимпиада по технологии – 2 место

·        районная олимпиада по русскому языку – 2 место

·        областная  олимпиада по экологии – 9 место

·        районная научно-практическая конференция (секция экология) – 1 место

·        областная конференция школьников – 3 место

2006-2007 учебный год:

·        районная олимпиада по экологии  – 3 место

·        районная олимпиада по технологии – 1 и 3 места

·        районная научно-практическая конференция (секция экология) – 1 место, (секция информатика) -1 место, секция технология 2 место.

·         областная  олимпиада по экологии – 13 место

·        областная конференция школьников – 1 место

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Основная идея, цель и задачи

 

 Основная идея программы заключается в том, что сильная мотивированная личность может вырасти и окрепнуть лишь в здоровой среде. Создать здоровую среду обитания можно собственными  силами человека. При этом опираться нужно на возможности природной среды. Необходимо знать родную природу, уметь общаться с ней, понимать, как природа влияет на здоровье человека и какие возможности сохранения здоровья она предоставляет.

Несмотря на то, что школа в рамках своего развития решает лишь одну из задач  образования - экологическую, решение  этой задачи определяет стратегию развития всех сторон деятельности школы школы.

Имидж школы, ее расположение в экологически ненарушенном районе позволяют привлекать со стороны как интеллектуальные ресурсы, так и клиентов – пользователей создаваемых экологических услуг. Расширение взаимодействия в рамках партнерства и сотрудничества и содействие организации экологических лагерей и экскурсионных групп,  предполагает активное участие белышевских школьников и местной молодежи. Для учащихся это является возможностью погружения в иные социально-психологические миры, повышает мотивацию познания (учения) и дает наглядную демонстрацию ступеней успеха для каждого ребенка. Практика показывает, что материальные возможности микросоциумов и знания современных технологий создают единое поле для общения сельских и городских школьников. 

Материально-техническое оснащение сельской школы является первоочередной задачей в достижении всех последующих целей. Школа имеет хорошие возможности принимать эколого-ориентированные группы школьников для занятий, педагогов для проведения практикумов, используя отлаженную структуру управления экологической работой.

Нельзя не отметить роль школы и в жизни села, работу с местной администрацией по проведению сельских и районных экологических праздников. Не будет открытием, что многие городские школы с удовольствием бы откликнулись на предложение на практике закрепить полученные знания по биологии, географии, химии, экологии в приспособленном для этого месте.

Вместе с социально-экологическим партнерством и сотрудничеством для школы остается незыблемым условием развитие эколого-образовательного процесса самой школы. Как отмечалось выше, быть привлекательной - значит сохранять и удерживать имидж эколого-ориентированной школы. А это значит, что все направления деятельности школы должны нести развивающий элемент. На смену созданному предыдущими программами количественному набору  различных  экологических возможностей, опираясь на анализ их эффективности, приоритетности, значимости, приемлемости, целесообразности, важности, приходит  концепция создания системного подхода к изменению качественной характеристики эколого-образовательной среды, что обоснованно является основополагающим фактором развития всей образовательной среды школы.

Объект развития: Эколого-образовательная среда, как комплекс эколого-ориентированных возможностей школы.

Предмет развития: Учебно-воспитательный процесс, личностное самоопределение, безопасность и здоровье, партнерская деятельность, окружающий социум, материальный ресурс, эмоционально-эстетическое благополучие, составляющие единый экологический комплекс школы.

Цель: Создание системы развивающегося эколого-образовательного потенциала школы, необходимого для самореализации всех субъектов образовательного процесса, с учетом их потребностей и запросами общества.

 Задача:

- обеспечение прав ребенка на качественное образование;

- построение образовательной практики с учетом региональных, социокультурных тенденций, воспитание детей в духе уважения к себе, своему окружению: природе,  школе, селу, России;

- содействие повышению роли семьи в воспитании детей;

- формирование культуры здорового образа жизни;

- включение внеобразовательных социальных структур в систему образования;

- повысить роль функционирования школьного краеведческого музея в учебно-воспитательном процессе

- организация на базе школы летнего  экологического лагеря для школьников района

Данная программа решает задачу личностно-ориентированного обучения на основе практики применения экологических проектов, с учетом формирования экоцентрического сознания личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Концепция программы

 

Концепция: Создание эколого-образовательной системы,   с целью самореализации личности, школа предусматривает следующий потенциал развития:

- Создание социального, эмоционально-эстетического и пространственно-предметного окружения экологической направленности;

- Ориентирование образовательного процесса на современные социальные запросы в области экологического образования, пропаганду здорового образа жизни, необходимость постоянного доступа и использования учащимися и педагогами информационных сетей и  новейших достижений в области образования.

- Целенаправленное изменение образовательных технологий, развитие творчества, инноваций, аналитический обмен опытом  и квалификационный рост педагогов в сфере экологического образования, просвещения, природоохранной и проектной деятельности.

- Применение современных форм и методов в организации экологического образования, воспитания и просвещения.

- Формирование экологического имиджа школы, и устойчивого, активного окружающего социума.

- Объединение усилий единомышленников и партнеров по созданию единого эколого-образовательного пространства.

- Выстраивание системы школьного экологического образования и воспитания в соответствии  с целями и задачами  федеральной концепции  структуры и содержания общего и среднего образования.

Педагогическим коллективом было принято решение о создании программы развития «Самореализация ребенка через природосообразность», основанием для разработки которой послужили, с одной стороны, достижения учащихся и учителей,  с другой стороны, социального заказа и особенности внешней соци­альной среды школы.

Концептуальной основой является осознание участниками программы того, что благополучие окружающего мира зависит только от них самих.

Данное мировоззрение рождается только в деятельности, поэтому программа имеет деятельностную основу. Это позволяет ребенку реализовывать свои способности, реально оценивать свои возможности намечать перспективы своего развития.

Школьное экологическое образование – реальность нашего времени, самое массовое звено системы образования, через которую проходит всё население страны. Добиться повышения его эффективности только путём реализации в УВП смешанной модели, дающей больше возможности для творчества, включающей в себя, как и теоретическую (общеучебную), так и проектно – исследовательскую, практическую и внеклассную работу.

Экологическое направление работы школы предполагает:

1) Обучение бережному взаимодействию человека с окружающим миром.

2) Совершенствование внутреннего мира самого человека.

По своей природе экологическое образование нацелено на будущее, оно служит важнейшим фактором социальной стабилизации, поэтому по себе  является смыслом образовательного процесса, средством сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации.

5.1. Миссия школы

Через экологическую культуру личности учащегося к воспитанию гражданина, ответственного за будущее России.

5.2.Основные ценности

Ценности, на которых основана программа:

·              любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам

·              гражданственность, патриотизм

·              трудолюбие, стремление к творчеству

·              интеллигентность

·              любознательность

·              гуманность

·              уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию

·              альтруизм

·              толерантность

·              забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни

·              свобода как главная характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека

5.3.Принципы развития

Основным условием  развития школы является соблюдение следующих принципов деятельности школы и построения системы экологического образования и воспитания:

- принцип гуманистической направленности предполагает осознанное отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях;

- принцип природосообразности основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; учащиеся воспитываются в соответствии е воз­растом, полом; формируется ответственность за развитие самих себя, за последствия сво­их действий, поступков, поведения;

- принцип культуросообразности основывается на общечеловеческих ценностях, что подразумевает построение деятельности в соответствии с ценностями и нормами нацио­нальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям;

- принцип эффективности социального взаимодействия способствует формированию навыков социальной адаптации, самореализации, позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для процессов самоопределения и адекватной коммуникации;

- принцип педагогической поддержки, т.е. особой формы педагогической деятельно­сти направленной па помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, обучением, общением, жизненным самоопределением;

- принцип управляемости и целенаправленности, так как цель и управление являют­ся системообразующими факторами функционирования и развития образовательного уч­реждения.

- принцип непрерывности – обеспечение преемственности ступеней УВП, многомерность движения.

5.4.Научно-методические основы

Теоретической основой концепции избраны работы К.Д.Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.Н.Моисеева, А.Д.Урсула, Н.М.Мамедова, Ю.С.Мануйлова, Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Коэволюционная стратегия нацеливает на глубинное осмысление путей совместной эволюции биосферы и ноосферы, природы и человеческой культуры. Идеи коэволюции ведут к новому осмыслению современного места человека в социальных и природных процессах.

Н.Н.Моисеев называет обеспечение коэволюции, как совместного гармоничного развития Природы и Общества, центральной проблемой теории развития ноосферы. Основой такого развития, по его убеждению, должно стать постоянное соизмерение человеческой деятельности с возможностями окружающей среды. Концепция коэволюции рассматривается  как один из способов разрешения современных мировоззренческих проблем на основе принципов диалога, совместимости и сотрудничества, партнерства и толерантности. Важнейшей функцией экологического сознания можно рассматривать регулятивную функцию, которая определяет запретные грани во взаимодействии человека с природными и социальными системами.

Согласно А.Д.Урсулу (2001), при переходе на модель устойчивого развития вся система науки и образования обретают две новые функции: неогуманистическую, ориентированную на выживание и непрерывное развитие всего человечества, и экологическую, направленную на сохранение биосферы, природы вообще, обеспечении благоприятных экологических условий. Первая функция означает отказ от традиционного антропоцентризма, преодоление индивидуализма. Акцент делается не на плюрализме и свободах (разрушающих природу), а на обретении единства человечества. Вторая функция может быть выполнена только при условии тотальной экологизации всего образования.

В качестве оснований экологического образования Н.М.Мамедов (2001) рассматривает культуру как меру реализации и развития человека в процессе его социальной деятельности, которая охватывает способы адаптации и организации жизнедеятельности людей, является важнейшим показателем их отношения друг к другу и природному окружению. Овладение культурой определяет процесс социализации личности. Экологическая культура, с этой точки зрения, – это способ согласованного социоприродного развития общества, при котором обеспечивается сохранение и, по-видимому, улучшение окружающей природной среды.

В соответствии с концепцией системной дифференциации Н.И. Чуприковой (1990) развивающимся субстратом являются внутренние когнитивные структуры, такие внутренние относительно стабильные системы репрезентации знаний в самом широком смысле слова, которые вместе с тем являются и системами извлечения и хранения текущей информации. Другими словами, они представляют собой своеобразные матрицы получения и извлечения всех знаний об окружающей среде, о себе, а также о своем месте и роли в этой среде. Информация из окружающего мира извлекается и используется индивидом только в той мере и в такой форме, как это позволяют имеющиеся у него когнитивные структуры. Именно этими моментами и обусловливается то чрезвычайно важное значение, которое играет понятие «когнитивные структуры» в теории и практике обучения, имеющего, как известно, личностно обусловленный и принципиально информационный характер.

Средовой подход Ю. С. Мануйлова (2002) представляет собой концепцию опосредованного управления процессом воспитания личности ребенка. Управляющие воздействия на ребенка осуществляются через изменения многопараметрической среды. Такой подход позволяет организовать более тонкое управление с предсказуемыми результатами.

Самой насущной проблемой современной жизни является то, что обучение в школе очень мало связано с жизнью за ее пределами. Школа игнорирует воспитание чувств ребенка, по крайней мере, так построены школьные предметы, поэтому эмоциональная жизнь ребенка протекает под влиянием других факторов: телевидения, популярных групп, бинго, футбола, комиксов, эротических журналов. Образование призвано готовить детей к жизни в обществе и одновременно помогать им стать независимыми личностями.

5.5.Модель выпускника школы

Воплощая модель социально-значимых качеств личности выпускника школы, дея­тельность школы направлена на формирование, воспитание личности учащегося:

- это патриот своей Родины, заботящийся о ее восстановлении, сохранении и защите;

-                     это профессионально сориентированный человек на основе выраженных склонностей и способностей;

-                     это человек с установкой творческого освоения общечеловеческой культуры;

-                     это человек, способный к целостному и гармоничному освоению мира;

-                     это человек, способный к эффективному индивидуальному и коллективному творчеству по решению гармонизации отношений человека и окружающей среды с точки зрения экоцентрического созания.

Направления деятельности

Формированию социально-востребованного образования и гражданской компе­тентности личности способствует реализация комплекса мероприятий, образующих сис­тему из шести проектов: «Интеллект», «Здоровье», «Взаимодействие», «Музей», «Летняя экологическая школа», «Экологическая педагогическая мастерская», каждый из которых в отдельности, будучи компонентом целостной системы, на­целен на формирование социально-значимых качеств личности гражданина и патриота.

В основе реализации проектов лежит представление о том, что учащийся не только потребляет культурные ценности в процессе образования, но и наращивает их. При этом самоопределяющиеся в своей социализации личности предстают как самоценность, как цели, а не как средства общественного развития.

Разработка проектов призвана решить следующие проблемы:

Таблица «Матрица проблем»

Наименование

технологий

Сроки

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

Развивающее обучение

5%

7%

9%

12%

14%

Воспитывающее обучение

10%

15%

16%

18%

20%

Проблемное обучение

5%

9%

11%

12%

14%

Коллективные способы обучения

30%

20%

15%

8%

3%

Информационно-коммуникативные технологии

5%

9%

11%

13%

15%

Личностно- деятельные

5%

7%

9%

11%

13%

Лекцион-семинарская система

30%

21%

15%

10%

3%

Игровые технологии

10%

12%

14%

16%

18%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Стратегия и тактика развития школы

 

Личностно-ориентированное обучение должно включать:

·                        Необходимость изложения учебного материала, ориентированного не только на расширение объема, но и на преобразование личного опыта ученика.

·    Необходимость постоянного согласования опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний.

·   Формирование учебного материала с учетом самостоятельного выбора учеником заданий.

·   Необходимость стимулирования учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала.

·   Возможность воспроизводить учение, как индивидуальную деятельность по преобразованию социально-значимых нормативов (образцов).

Умение соединять задаваемый предметом общественно-исторический опыт и опыт, приобретенный учеником в учении.

6.1. Проект «Интеллект»

Учебная деятельность  ОУ строится по утвержденному учебному плану и опирается на  рекомендованные  к использованию программы. Поэтому  сам учебный материал,  может быть рассмотрен, как предмет развития лишь в рамках школьного компонента. Используя предыдущий опыт, школа сохраняет в компоненте ОУ на каждой ступени обучения  эколого-ориентированные предметы. Наряду с этим сохраняются достаточно хорошо отработанные на практике экологические модули. В новой концепции развития,  экологические модули необходимо рассматривать, как часть модульно-блочной технологии обучения. Направлением развития такой образовательной технологии выбран метод проектов. Особенностью внедрения метода проектов в учебную деятельность для нашей школы, должно являться личностно-ориентированное обучение, рассчитанное на индивидуальное развитие ученика и формирование экоцентрического сознания. Главное условие то, что это обучение является дополнением к обязательному учебному материалу и занимает ту нишу, которую занимали в предыдущей программе развития, экологические модули, но в более расширенном виде. 

Внедряя  в учебную деятельность метод проектов, мы решаем задачу применения на практике умений и навыков учащимися, используя прагматический подход. Задачей педагога является соединить выгодность применения на практике своих знаний с экоцентричностью, где в каждом случае необходимо рассматривать человека и его деятельность, как равноправную в природной среде.

Исходя из цели образования в школе: Создание благоприятных условий для обеспечения качества образования, соответствующего стандарту, совершенствование технологии процесса обучения и воспитания, а так же физического, нравственного и духовного развития личности с учетом реализации образовательных потребностей учащихся,

Образование – единственная из социальных отраслей, которая непосредственно участвует в формировании предпосылок экономического роста. Но недостаточно только выделять ресурсы. На новые запросы старая система образования не может ответить – ее структура, содержание и методы требуют обновления.

Что необходимо школьнику на современном этапе?

- развитие навыка самостоятельного поиска информации;

- коллективная работа в группе;

- умение ставить цели и их реализовывать;

- развитие аналитического мышления;

- формирование информационной культуры личности.

Цель проекта: совершенствовать условия для активизации познавательной дея­тельности, повышения мотивации  и качества обучения и профессионального самоопределения учащихся.

Задачи образования:

1. Дать учащимся базовое общее, среднее (полное) образование.

2. Раскрыть способности, интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого ребенка.

3. Дать образование каждому ребенку в соответствии с его потребностями и индивидуальными способностями.

4. Создать условия для формирования у учащихся и педагогов школы мотивации к саморазвитию и самообразованию.

5. Готовить  наиболее одаренных и заинтересованных в получении основного и дополнительного образования учащихся к поступлению в Вузы.

6. Обеспечить условия для развития личности.

7. Способствовать овладению навыками научно- исследовательской деятельности педагогами и учащимися.

8. обеспечить условия преемственности теории и практики.

Экологизация учебной деятельности школы проводится несколькими путями: - внедрение в качестве региональной компоненты курса «Экология» с 5 по 11 класс,  факультативных курсов  «Экология Ветлужского края», «Информационные технологии в экологии», «Химические задачи» в старших классах школы;

- внедрение экологических модулей во все предметные курсы;

- предусматривается регулярное проведение предметных недель  «За страницами учебника химии», «Ассорти естественных наук», «Физика: настоящее и будущее»;

- развертывание «Школы экологической культуры» по программе дополнительного образования детей.

Система дополнительного образования школы функционирует под названием «Школа экологической культуры».

Целью работы «Школы экологической культуры» является передача учащимся фундаментальных знаний о живой и неживой природе, умения видеть и чувствовать гармонию красок и форм, освоению основ компьютерной грамотности и программирования, основ журналистики, английского языка, основ выживания и туризма, а также другие практических навыков, знаний и умений, необходимых для жизни в ХХI веке. Нам представляется, что система дополнительного образования по своей идеологии и концептуальным подходам является очень подходящей для ненасильственной экологизации учебного процесса. Дополнительное образование детей призвано создавать условия для личностного развития, укрепления привычек и потребности здорового образа жизни, личностного и профессионального самоопределения, творческого труда обучающихся; формирования общей культуры детей; их социальной адаптации; организации досуга.

Дополнительное образование предусматривает обучение по различным курсам: основы компьютерной грамотности; основы программирования; компьютеры и экология; основы экологии; изучение дикой природы; экология и здоровье; экология лесных и водных систем; экология и журналистика; английский язык; экология и эстетика.

Курс «Экология и компьютеры» имеет целью воспитание личности с гармонично развитыми сферами сознания (научной, художественной, экономической, нравственной), способной к конкретной конструктивной деятельности, понимающей ответственность как меру свободы человека.

Задачи:

1. Внедрение информационных технологий в учебный процесс;

2. Овладение школьниками методами научных исследований;

3. Освоение   учащимися   интегрированных пакетов, позволяющих использовать компьютеры для обработки и оформления результатов наблюдений;

4. Становление экологической культуры личности;

5.    Развитие творческих и научно-исследовательских способностей детей, навыков постановки и решения проблем, умения вести конструктивный диалог;

6. Формирование активной социальной позиции подростков, воспитание ответственности за свои действия;

7. Развитие личности ребенка путём привития интереса к информационным технологиям и их применение в экологических проектах.

8.  Формирование основных представлений  о взаимосвязи  человека с природой и ценностных установках по отношению к явлениям и процессам биосферы.

9. Формирование мотивационного аспекта познавательной деятельности детей и подростков.

Программа открыта для  создания и закрепления практически нового отношения к Природе посредством усвоения экологических знаний и умений. Современное представление о природе  должно быть научным  и откровенным, чтобы быть усвоенным сознанием современного человека.

Детское экологическое объединение «ОКО». С  1997 года в школе работает детское экологическое объединение «Око». Идея создания объединения возникла в связи с тем, что школа в течение ряда лет активно участвовала в организации и проведении мероприятий экологической направленности. Были выявлены активисты, наметились основные направления работы. Появилась необходимость объединить наиболее активных участников экологических мероприятий в свою организацию, где они могли бы ощутить поддержку единомышленников, проявить свои творческие способности, способности к самоуправлению. Объединение «Око» -добровольное объединение детей и взрослых. Членами объединения могут быть ученики школы 1-11 классов, взрослые могут быть вожатыми. Руководителем объединения является старшая вожатая школы, согласно функционала. Работа направлена на развитие самостоятельности учащихся, подготовку к самореализации в жизни. Приоритетным направлением является экологическое, природоохранная работа на конкретных природных объектах. Работа в этом направлении помогает прививать любовь к природе, развивать кругозор, знакомить с экологическими проблемами и путями их решения. При организации работы детского экологического объединения необходимо решать следующие задачи:

- Проработка  структуры самоуправления объединения;

- Создание комнаты или уголка объединения;

- Создание актива по организации экологических мероприятий, акций, фестивалей, праздников, экспедиций, экологических проектов;

- Работа агитбригады и агитация сохранения природы в первозданном виде;

- Сотрудничество со школьными организациями района, Ассоциации «Поветлужье», Нижегородским экологическим центром «Зеленый Парус». Обмен информацией, организация совместных акций, встреч, семинаров, конференций;

- Разработка положения о поощрении за активную работу;

- Формирование имиджа организации (эмблема, сертификат члена организации, страница в интернете и др.)

Кадровое обеспечение проекта: экологизация курсов проводится штатными учителями школы. Ряд факультативных курсов будет реализован с помощью сотрудников НООО «Компьютерный экологический центр», с которым у школы заключен договор о сотрудничестве.

Материальное обеспечение: для реализации проекта необходимо укрепление материально-технической базы школы – оснащение современным оборудованием кабинетов физики, химии, биологии и экологии, современной вычислительной техникой с локальной сетью.

Методическое обеспечение: разработка курсов и создание соответствующих методических материалов возлагается на методический совет школы при поддержке и сотрудничестве НООО «Компьютерный экологический центр».

6.2. Проект «Здоровье»

Цель проекта: формирование здоровьесберегающего пространства школы

Задачи:

1.             снятие учебных перегрузок школьников, приводящих их к состоянию переутомления;

2.             организация физической активности учащихся, профилактика гиподинамии;

3.             организация сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей;

4.             предупреждение вредного воздействия на здоровье учащихся факторов, непосредственно связанных с образовательным процессом

Предыдущая программа развития школы на отдельных этапах предусматривала социально-экологическое направление, что в определенной степени отражало и работу по профилактике здоровья. Но выстроить устойчивую систему,  даже в рамках школы,  нам не удалось. Все остановилось на реализации отдельных мероприятий. В программе развития,   мы ставим задачу ориентировать работу школы именно на системный подход, как в изучении влияния  факторов окружающей среды и условий жизнедеятельности на здоровье учащихся, так и  выстраивание стратегии на развитие охраны здоровья, пропаганду здорового образа жизни, эффективных и безопасных условий повседневной школьной жизни. Мы,  настроены, обратить внимание не на выполнение требований санитарных служб и профилактике заболеваний – это имеет место в обязательной работе любого ОУ. Наша задача  спроектировать новую среду, где необходимо создать альтернативу здорового образа жизни и рычаг материального и духовного стимулирования личности, обращая особое внимание на начальные ступени образования.  В данном направлении развития необходимо решать следующие задачи:

- Создание практических моделей профилактики и оздоровления с привлечением специалистов медицины по наиболее распространенным заболеваниям  (сколиоз, гастрит, ослабление зрения), осуществляя их мониторинг;

- Функционирование 3 спортивных секций (ОФП, гимнастика, легкая атлетика);

- Разработка и освоение педагогами методического комплекса упражнений для проведения физкультминуток к 2008-09 учебному году, с применением «Кинесиологии» - образовательной программы, сочетающей в себе одновременно знание и практику психического, интеллектуального, личностного и творческого развития человека через организацию системы специальных движений, физических упражнений и приемов;

- Разработка положения и оборудование уголка «Здоровый ребенок», ориентированного на учащихся начальных классов и их родителей с целью предоставления возможности адаптации после детского сада;

- Организация доступного питания, удешевление питания за счет получения продуктов питания с учебно-опытного участка. Витаминотерапия.

- Создание условий для занятий спортивно-оздоровительной работой с детьми, имеющими наиболее распространенные заболевания и отнесенных к различным группам здоровья;

- Тренинги с учащимися, педагогами, родителями, ориентированные на пропаганду здорового образа жизни и экологической безопасности;

- Семинары для родителей, педагогов и учащихся  с привлечением специалистов медицины;

- Организация акций, и фестивалей по пропаганде здорового образа жизни с  учетом развивающихся направлений программы – имидж, партнерства,   экологический туризм и экскурсии;

- Проведение дней здоровья различной направленности 1 раз в четверть («Лыжня», «Спортивные игры», «Веселые старты»);

- Проведение ежегодно  два раза в год – осенью и весной комплексных туристических слетов, регулярное проведение на базе школы военно-спортивных соревнований – один раз в год;

- Проведение соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья»,  баскетбол между командой учащихся и командой родителей,  проведение лыжных турниров между семьями учащихся  «Спортивные бабушки»;

- 100% охват учащихся в отдыхе и улучшении  здоровья в летних лагерях на базе школы с дневным пребыванием и лагерях Нижегородской области

Кадровое обеспечение проекта: оздоровление учащихся проводится штатными учителями школы. Ряд мероприятий будет реализован с привлечением специалистов медицины по наиболее распространенным заболеваниям из районной и областной поликлиник.

Материальное обеспечение: для реализации проекта необходимо укрепление материально-технической базы школы – оснащение современным оборудованием спортивного зала, спортивных площадок и стадионов.

Методическое обеспечение: разработка курсов и создание соответствующих методических материалов возлагается на методический совет школы при поддержке и сотрудничестве специалистов из районной и областной поликлиник.

6.3. Проект «Взаимодействие»

Цель проекта:  создание условий для обеспечения социально-психологического единства участников учебно-воспитательного процесса (учащихся, учителей и родителей) и внешнего социума;

Задачи: - создание положительного имиджа школы;

- расширение сферы социального партнерства для реализации целей настоящей программы;

- обеспечение условий для овладения коммуникационными технологиями.

Многое из того, что достигнуто школой,  было бы невозможно без помощи партнеров.

Сотрудничество с сельской и районной администрацией способствует выезду педагогов и учащихся для участия в конкурсах, конференциях, фестивалях и семинарах. Совместная согласованная работа коллектива школы и сельской администрации позволяет благоустраивать территорию села, природные объекты около села. В рамках этого сотрудничества:

- ежегодная помощь в проведении сельских традиционных праздников «День села», «День по­жилых людей», «Масленица», «Колядки», «День Победы», «День матери», «Международный женский день»;

- участие в концертных программах  ансамбля «Россиянки»

- создание этнографической группы и возрождение сельских гуляний

- проведение акций  «Моё село - моя забота», «Если ты не­равнодушный человек» по очистке территории села – осень –весна каждого года;

- взаимодействие по решению проблем села и

- участия конкурсах и соревнованиях по Ветлужскому району – к сентябрю 2009 года.

Сотрудничество с Советом ветеранов

- проведение акции «Ветеран живет рядом»; -

- создание организационных условий для проведения ме­роприятий, инициируемых Советом ветеранов;

Сотрудничество с районным Центром детского творчества направлено на  участие в деятельности по военно-патриотическому вос­питанию и реализация совместных проектов, участие в конкурсах по программам «Отечество»;

Сотрудничество с районным отделом МЧС по привлечению к проведению «Дней безопасности», «Дней природы» родителей и представителей различных ведомств, проведению регулярного лектория по основам безопасного поведения (с огнем, на воде, в экстремальных условиях и т.д.)

Сотрудничество с Ветлужским лесхозом позволяет школе решать вопросы профориентация школьников; развития экологической площадки школы, этно-экологического музея, организовывать практические занятия по использованию современных технологий по обслуживанию и выращиванию лесных культур и неистощительного природопользования, развитие экологической площадки школы и этно-экологического музея;

С помощью лесхоза школе удалось заложить фруктовый сад площадью 1 га.

Сотрудничество со средст­вами массовой информации по регулярному освещению информации о деятельности школы в местных СМИ в течение года, по созданию экологической газеты на основе рукописного журнала «Эко», по созданию кружка журналистики, по информационно-пропагандистской работе (выпуск листовок, плакатов, буклетов).

Сотрудничество с районным отделом экологии и природопользования по участию в организации экспедиций, поездок, походов и обеспечению информационными материалами;

Сотрудничество с Областным ЦРТДиМ по участию в конкурсных проектах «Я-исследователь», «Моя семья в истории страны», «Хочу все знать», «Я и Земля 2007», конкурс художественного творчества,

Сотрудничество с экологическим центром «Дронт», с Детско-юношеской общественной организацией «Зеленый Парус» по методической и информационной поддержке, оказанию помощи в организации  исследований;

Сотрудничество с районной Детской школой искусств по созданию условий для обучения учащихся на базе Детской школы искусств (100% охват творческих

Сотрудничество с Ассоциацией районов Поветлужья позволяет школе принимать активное участие в работе и организации олимпиад и конференций учащихся и педагогов, летних экологических лагерей и экспедиций, международном сотрудничестве в рамках Российско-Германского экологического проекта.

Сотрудничество с НООО «Компьютерный экологический центр» г. Н.Новгород, ориентированно на организацию совместных экологических экспедиций, лагерей, совместных экологических проектов. Центр помощь в программном  компьютерном обеспечении, издательскую и консультативную помощь, по информационно-пропагандистской работе (выпуск листовок, плакатов, буклетов, издание сборников творческих работ учащихся).

Сотрудничество с ОО Кооперативом “Лесной” (Борский район) по вопросам Организация опытных практических занятий по использованию современных технологий по обслуживанию и выращиванию лесных культур. Этим  сотрудничеством определено решение следующих задач:

На уровне дружественных обменов и участия в совместных акциях и мероприятиях школа осуществляет сотрудничество с кафедрой экологии Нижегородского государственного университета им. Лобачевского, кафедрой экологии Нижегородского государственного педагогического университета, с детскими экологическими организациями и школами  Нижегородской области, ОЭО «Дронт», Нижегородским отделением Союза охраны птиц России, музеями и библиотеками Ветлужского района, Международным фондом защиты животных IFAW г. Москва, Всероссийским движением «Российская сеть рек».

Кадровое обеспечение проекта: основное обеспечение будет проводится штатными учителями школы. Ряд мероприятий будет реализован с привлечением специалистов из сельской и районной администраций, ОО Кооператива “Лесной”, НООО «Компьютерный экологический центр», Ассоциации районов Поветлужья, районной Детской школой искусств, экологического центра «Дронт», Детско-юношеской общественной организации «Зеленый Парус», Областного ЦРТДиМ, районного отдела экологии и природопользования.

Материальное обеспечение: для реализации проекта необходимо укрепление материально-технической базы школы – оснащение туристическим и спортивным оборудованием, средства для проведения агротехнических мероприятий по уходу за садом.

Методическое обеспечение: разработка курсов и создание соответствующих методических материалов возлагается на методический совет школы при поддержке и сотрудничестве специалистов различных организаций.

6.4. Проект «Музей»

Цель проекта: содействовать более широкому использованию возможностей музейной педагогики для воспитания ответственности за судьбу малой роди­ны. В этом проекте лежат следующие принципы:

·               интерактивность (человек запоминает только то, что делает);

·               комплексность как включение всех каналов восприятия (чувственный, логико-аналитический, психомоторный);

·               программность, обеспечивающая усвоение информации и приобретение умений на основе специально разработанных программ.

Таким образом, достигается образовательная задача: воспитание, обучение и развитие.

Создание виртуального музея «Природа и история Ветлужского края». Работа по созданию виртуального музея позволяет учащимся в совершенстве освоить возможности современных информационных технологий, преодолеть ощущение замкнутости, оторванности от социокультурных процессов, стать творческой, духовно богатой личностью, владеющей современными технологиями.

- организация работы с родителями по сбору материалов для музея;

- организация краеведческих и экологических экспедиций по району и области;

- организация работы районных методических объединений на базе музея в течение года;

- создание экспозиций конкурсных работ, использование материалов работ для пополнения экспонатов музея;

- организация экскурсий;

- организация районных и областных слетов краеведов – осень-весна каждого года.

Кадровое обеспечение проекта: основное обеспечение будет проводится штатными учителями школы. Ряд мероприятий будет реализован с привлечением специалистов из сельской и районной администраций, НООО «Компьютерный экологический центр», Ассоциации районов Поветлужья, районной Детской школой искусств, экологического центра «Дронт», Детско-юношеской общественной организации «Зеленый Парус», Областного ЦРТДиМ, районного отдела экологии и природопользования, районного краеведческого музея.

Материальное обеспечение: для реализации проекта необходимо укрепление материально-технической базы школы – оборудование школьного музея в соответствии с нормативными требованиями(витражи, освещение, вентиляция).

Методическое обеспечение: разработка курсов и создание соответствующих методических материалов возлагается на методический совет школы при поддержке и сотрудничестве специалистов различных организаций.

 

 

 

6.5. Проект «Летняя экологическая школа»

Цель проекта: совершенствовать условия для формирования у учащихся экологической грамотности через практическую деятельность  в период школьных каникул.

Задачи:

- воспитание любви к природе через любование ею, восхищение и удивление ее красотой и загадочностью;

- получение знаний о функционировании экосистем на примере изучения различных ненарушенных биогеоценозов;

- формирование мировоззрения через активные формы природоохранной деятельности. - обучение заповедному делу и оказание посильной помощи лесхозу;

- выполнение научно-исследовательской и природоохранной работы; воспитание активной, творческой личности;

- организация отдыха детей, укрепление их здоровья;

-                создание школьной системы общественной поддержки охраняемых территорий;

-                развитие самообслуживания, самоуправления. Воспитание  экологической культуры и культуры общения.

Блоки программы летней школы включают разнообразные технологии: исследовательские, игровые, проблемные, интерактивные,

I блок. Сказочный лес

-         игра по мотивам различных сказочных и мифологических сюжетов (например, по Толкину, по русским сказкам, по скандинавской мифологии).

II блок. Обиженный лес.

- Лесная почта, Совет Существ, конкурс детских экологических проектов, конкурс экологических плакатов, игра «Мировое рыболовство»

III блок. Заповедный лес.

- Разработка экологических троп, экологических проектов.

IV блок. Учимся у леса: создаем биоценоз лагеря, состоящий из популяций – журналисты, компьютерщики, гитаристы, экологи, ученые и т.п. и т.д. Конкурсы, выставки, конференции, олимпиады.

V блок. Все вместе – учимся помогать природе, учимся демократии. Развитие и обучение самоуправлению и демократии.

Кадровое обеспечение проекта: основное обеспечение будет проводится штатными учителями школы. Ряд мероприятий будет реализован с привлечением специалистов из сельской и районной администраций, НООО «Компьютерный экологический центр», Ассоциации районов Поветлужья, районной Детской школой искусств, экологического центра «Дронт», Детско-юношеской общественной организации «Зеленый Парус», Областного ЦРТДиМ, районного отдела экологии и природопользования.

Материальное обеспечение: для реализации проекта необходимо укрепление материально-технической базы школы – обеспечение мебелью, спортивным инвентарем  и туристическим снаряжением, настольные игры, канцтовары, видео и аудио аппаратура.

Методическое обеспечение: разработка курсов и создание соответствующих методических материалов возлагается на методический совет школы при поддержке и сотрудничестве специалистов различных организаций.

6.6. Проект «Экологическая педагогическая мастерская»

Любая инновационная работа требует от всех ее участников грамотного понимания, осмысления своей деятельности и постоянного творчества. Одной из обязательных составляющих развивающей образовательной системы является профессионализм учителя. Необходимо объединить усилия педагогов – новаторов,  активно разрабатывающих направления развития школы в «мозговой центр» - научно-методический совет, который и должен создавать стихию  активности, творчества, вести  методическую работу, вовлекая в нее  новых педагогов. В данном случае необходимо рассмотреть два направления работы – «Развитие творческой личности педагога», как инструмент саморазвития учителя, и «Проектирование моделей личностно-ориентированного обучения», направленного на решение задач определенных данной программой развития.   

В своей практике «Мастерской педагога-эколога» необходимо предусмотреть ряд основных задач необходимых для создания развивающего потенциала методического сопровождения эксперимента:

·                   Разработка положения о «Мастерской», формирование команды единомышленников;

·                   Организация работы по изучению, обсуждению и внедрению новых технологий предложенных в программе. «Курсовая подготовка»

·                   Вовлечение учащихся в процесс стратегического планирования и управления ОУ;

·                   Вовлечение родителей в процесс стратегического планирования и управления ОУ;

·                   Проработка методических аспектов программы;

·                   Создание базы данных по  использованию востребованного опыта;

·                   Организация семинаров, практикумов среди педагогов вовлеченных в решение аналогичных задач  развития, использование консультаций специалистов;

·                   Обсуждение и анализ результатов нововведений;

·                   Организация  обучающих семинаров для педагогов района и соседних районов;

·                   Планирование необходимости прохождения индивидуальной квалифицированной подготовки;

·                   Участие в экспертизе программы;

·                   Развитие материального ресурса для более объективной психолого-педагогической диагностики.

·                   Разработка системы стимулирования инновационного творчества педагогов.

·                   Организация творческих конференций по обмену опытом с привлечением экспертов, узких специалистов.

·                   Изучение и обсуждение современных педагогических технологий, обеспечивающих перспективу создания собственных методик и программ.

·                   Создание методики формирования заданий, обеспечивающих инновационную работу учителя-новатора.

Кадровое обеспечение проекта: основное обеспечение будет  проводится штатными учителями школы. Ряд мероприятий будет реализован с привлечением специалистов из РОО, НИРО, НООО «Компьютерный экологический центр», Ассоциации районов Поветлужья, экологического центра «Дронт», Детско-юношеской общественной организации «Зеленый Парус», Областного ЦРТДиМ, районного отдела экологии и природопользования.

Материальное обеспечение: для реализации проекта необходимо укрепление материально-технической базы школы – финансовая поддержка для стимулирования инновационного творчества педагогов.

Методическое обеспечение: разработка курсов и создание соответствующих методических материалов возлагается на методический совет школы при поддержке и сотрудничестве специалистов различных организаций.

 

 

7. Этапы и план реализации программы

 

2007/2008 учебный год – диагностико - прогностический этап, создание условий для оформления основных идей программы развития, осмысление противоречий и предпосылок развития школы;

2008/2009 учебный год –  этап запуска концепции, непосредственное начало реализации программы, приведение основных компонентов образовательного процесса в соответствие с характеристиками программы

2009/20011 учебный год – практический этап, преодоление несоответствий и реформирование компонентов, отклоняющихся от норм, заданных программой;

20011/2012 учебный год – обобщающий этап, анализ и рефлексия статуса школы в социуме, культуры и структуры функционирования, самоопределение педагогического коллектива по отношению к дальнейшему развитию, переход школы на ступень самоопределения личности.

1. 2007/2008 учебный год – диагностико - прогностический этап

Виды работ

Форма предъявления

Анализ современных концепций развития школы

Аналитическая справка

Анализ основных результатов программы развития школы 2007/20013

Сборник материалов из опыта работы

Планирование психологического сопровождения

Пакет диагностик

Мотивация педагогов

Педагогический совет

2. 2008/2009 учебный год –этап запуска концепции

Виды работ

Форма предъявления

Определение и формирование условий, необходимых для успешной реализации программы

Круглый стол

Разработка управленческой модели, обеспечивающей продуктивную реализацию Программы

Модель управления

Формирование организационных структур - творческих групп, руководителей проектов

Модель, локальные акты

Разработка и реализация системы методических семинаров

Программа подготовки кадров

Разработка рабочего комплекта нормативных документов

Локальные акты, положения

Организация работы проектных творческих групп

Методические разработки

Адаптация воспитательной системы школы к условиям работы по программе развития

Программы работы объединений дополнительного образования

Разработка системы мотивации педагогов и обучающихся

Модель службы внешних связей, программа поддержки одаренных детей

Психологическое сопровождение

Мониторинг обучающихся

Консультативная и просветительская работа среди родителей

Программа лектория, общие родительские собрания, заседания род. комитета

3. 2009/20011 учебный год – практический этап.

Виды работ

Форма предъявления

Внедрение управленческой модели, обеспечивающей продуктивную реализацию Программы

Аналитические отчеты педагогов

Корректировка рабочего комплекта нормативных документов

Локальные акты, положения

Апробация методической базы для реализации Программы

Комплект аналитических материалов

Апробация новых форм работы с обучающимися

Программы работы проектных творческих групп

Реализация системы методических семинаров

Программа подготовки кадров, обмен опытом

Обобщение инновационного опыта педагогов в работе с обучающимися, работа проектных творческих групп

Методическая копилка, создание мультимедийных сборников работ учителей

Внедрение системы мотивации педагогов и обучающихся

Службы внешних связей

Психологическое сопровождение: отслеживание динамики развития обучающихся, уровня комфортности объектов образовательного процесса

Рекомендации, программы, рейтинги

Консультативная и просветительская работа среди обучающихся, родителей, педагогов

Консультации, педагогические чтения, общешкольная родительская конференция

4. 2011/2012 учебный год – обобщающий этап.

Виды работ

Форма предъявления

Анализ 

общешкольная конференция

Оформление результатов реализации Программы

Аналитические справки

Подведение итогов, подготовительный этап для реализации новой программы развития

Публикации в специализированных печатных изданиях, отчеты перед органом управления образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Механизм реализации программы:

 

8.1 Риски и способы их минимизации

В процессе реализации программы возможны ситуации появления рисков:

1) финансовые: необеспеченность программы достаточным уровнем финансирования

2) кадровые: пенсионный возраст преподавателей

Мероприятия по минимизации рисков:

1) финансовые: участие в конкурсах, грантах, нацпроектах

2) кадровые: привлечение молодых специалистов за счет участия в нацпроектах.

3) четкое распределение ответственности между исполнителями блоков программы и распределение резервов по времени этапов реализации.

 

8.2 Управление и контроль за ходом реализации проекта

Директор руководит разработкой и реализацией программы, обеспечивает контроль, ресурсы, оценивает достижения и качества реализации программ.

Заместитель директора по УВР- организует деятельность творческих групп по обновлению и совершенствованию содержания образования и изучению, внедрению современных педагогических технологий,  осуществляет анализ состояния и оценку процессов развития школ, вырабатывает, оценивает стратегически важные положения по развитию школ; организует разработку, внутреннюю экспертизу и корректировку концепции развития школ, анализирует состояние и результат работы методической службы, руководит экспериментальной работой.

ЗВР организует деятельность классных руководителей и организует воспитательную работу по реализации проекта воспитательной программы школы

Научный руководитель  генерирует новые идеи, осуществляет обобщение, систематизацию материалов, осуществляет консультирование публичный итоговый отчет о реализации программ

Координационный совет осуществляет свою деятельность совместно с временными творческими коллективами, методическим советом, педагогическим и управляющий советом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.      Ожидаемые результаты:

 

- Будут оснащены современным оборудованием компьютерный класс, кабинеты биологии и экологии, физики и химии;

- Будет создана мобильная лаборатория для экспресс-анализа параметров окружающей среды и проведения школьного экологического мониторинга;

- Увеличится доля выпускников, получающих полное среднее образование;

- Увеличится число учащихся, выполняющих исследовательские проекты и участвующие в областных, российских и международных конкурсах;

- Будут внедрены в учебный процесс новые факультативные курсы «Физика живого» и «Технология исследовательской деятельности с использованием информационных технологий», «Экология и компьютеры»;

- Будет проведено внедрение экологических модулей в предметы естественнонаучного и гуманитарного цикла;

- В рамках дополнительного образования детей будет функционировать «Школа экологической культуры»;

- Создание комнаты или уголка Детского экологического объединения;

- Разработка буклетов, плакатов и атрибутики для повышения имиджа школы;

- Создание и регулярная работа школьной агитбригады по сохранению природы в первозданном виде;

- Уменьшение заболеваемости учащихся в два раза за счет действия физкультминуток с элементами кинесиологии, регулярных медицинских осмотров учащихся, работы спортивно-оздоровительных кружков;

- Создание значимых для решения образовательных и профориентационных задач механизмов социального партнерства, повышение активной роли родителей до 100%;

- Увеличение открытости школы и взаимовыгодное сотрудничество с государственными, частными и общественными организациями села, района и области;

- Участие в конкурсах и конференциях Международного фонда защиты животных, Международном водном конкурсе, Детско-юношеской экологической ассамблеи в рамках Международного научно-промышленного форума «Великие реки», Российских конкурсах «Человек на Земле» и им.В.И.Вернадского;

- Будет создано 5 новых экспозиций в Школьном музее; создан виртуальный вариант музея «История и природа Ветлужского края»;

- Будут работать районные курсы экскурсоводов для проведения учащимися экскурсий в музее и на экологических тропах;

- Будет реализована программа интегрированного летнего экологического лагеря «Летняя экологическая школа», сочетающая естественнонаучную исследовательскую составляющую с гуманитарными, краеведческими и природоохранными элементами;

- Приобретение комплекта туристического оборудования для «Летнего экологической школы»;

- Развитие школьного плодового сада, экологической площадки и опытного участка;

- создание авторских программ с экологической направленностью;

- повышение профессиональной компетентности педагогов школы 100% -1 и высшая категории;


 


 

 

Хостинг от uCoz